Что есть Клуб и что есть в Клубе

В клубе более десятка очень разных ведущих и еще больше самых разных по тематике, задачам и стилю групп, которые они ведут. Но группы — это на поверхности. А под поверхностью — есть течения. Есть потоки людей, объединенных общими слабостями, болячками, пунктиками, предпочитаемыми радостями или философией жизни, — проще говоря, объединенных общей настроенностью и на­прав­ленностью души.

И тогда, рассказывая, что есть в Клубе, я уже говорю не о его организационной структуре, не о занятиях, проводимых в группах, а о неформальных, живых, человеческих потоках и течениях.

Например, в Клубе есть собственно Клуб (от слова "клубиться"). Если хотите — тусовка. В тусовку, в Клуб идут те, кто хочет покрутиться среди людей, поклубиться в вихре новых контактов, просто пообщаться и познакомиться. И те, кто в "Синтоне" ищет просто легкой, теплой, приятной тусовки, бывают разочарованы, когда встречаются с чем-то другим.

· Например, чем-то умным. Или серьезным. На кой черт?

В Клубе, конечно же, есть Психдиспансер для тех, кому плохо. Это не отдельная комната и не организационная структура, это настроение и способ жизни. Кто-то, приходя в "Синтон", быстро использует клубное тепло, чтобы согреться, набраться сил и начать расти, другие же торопятся расслабиться и начать безмятежно сосать внимание и заботу, иногда для полноты ощущения жалобно попискивая. Собственно, именно они и составляют Психдиспансер. Мы регулярно расформировываем его, но люди с требованием "обслужите и сделайте мне хорошо" приходят снова и снова.

· Смотри ниже о Халявщиках с претензиями.

В Клубе, кроме этого, есть Театр самореализации. Что это такое? Это, повторю, не тренинговая группа, это направленность души. В Театре самореализации цветут те, кто уверен, что главные сокровища мира сосредоточены именно в его личностных зародышах и самым большим украшением мира будет он, увеличенный во сто крат. Естественно, они вопят и протестуют, когда и если им предлагается что-то из других личностей.

· Пусть даже не таких кособоких.

Приверженцем Театра самореализации также торопится стать любой лентяй, когда ему нужно отказаться от работы над собой — работы трудной. Он просто заявляет: "Это — не мое!" — и обоснованно отворачивается.

· И чем лентяй беднее, тем чаще что-то оказывается — "не его".

И в Клубе есть Школа, в которой учатся. Точнее, в Клубе школ много. Школа по обучению творческому самогипнозу, школа общения — много по жизни умений, которыми следует овладеть. Но в Клубе есть и Школа. Школа жизни. И в Школе есть Учителя.



· И тут все правильные Психологи встают в стойку. Как, Учителя??! Что за, какие такие Учителя??! Орудия, к бою! К атаке — товсь!

Не-гуманистическая психология ради человека

Мнение психологической общественности

– У Вас же оценочное сознание!

Сказал мне Психолог с явным неодобрением. Безоценочным?

Настоящие, правильные Психологи относятся к Клубу "Синтон" с большой настороженностью. Некоторые из них после посещения Клуба (по крайней мере, после некоторых занятий) выходят в совершенно взъерошенных чувствах и с негодованием рассказывают, что ведущие "Синтона" — авторитарные диктаторы, не стесняющиеся в резких оценках и не берегущие нежных человеческих чувств. Вообще они циники и искусные манипуляторы, с помощью чего и навязывают всем ученикам свою философию жизни. И, самое возмутительное, им это даже нередко удается — и тогда ученики становятся свободными. Психологов это возмущает. Ведь они точно знают, что психологическая работа должна вестись только мягкими, щадящими, гуманистическими, а также демократическими методами, а самое главное — она должна помочь человеку найти путь свой, а не усвоить чей-то, пусть даже самый продвинутый и хороший.

· По-моему, тут несколько потеряно чувство реальности.

Радость доброй силы

Каждый из нас управляет миром, хотя, может быть, делает это плохо.
Камень на дороге управляет повозкой.
Ребенок еще и говорить не умеет, а уже управляет родителями. Собака управляет хозяином, а кошка — собакой.
Все управляют всеми.
Не стыдно управлять миром, стыдно делать это плохо.

В.К.Тарасов. Технология жизни: книга для Героев

Во-первых, о насилии. Уважаемые коллеги, определитесь, пожалуйста, вас возмущает насилие над человеком любое или? Я понимаю, ладонью проехаться по затылку нельзя — негуманно. А добротой проехаться и задавить — можно?



Я так понимаю, что ненасильственная педагогика, за редкими исключениями, — или обман, или пустышка. "Он побеждает всех своей добротой!.." Верно, мы приглядывались — побеждает. Утюжит, давит добротой так, что сметает со своего пути всякие другие мысли и настроения. Вихрем своей энергетики включает всех в светлый и веселый путь свой — так, что все восхищаются!

· А то, что это такое же рядовое насилие, — об этом думать уже как-то неинтересно.

Насилие возмущает только наивных гуманистов. Умных гуманистов огорчает не насилие, а насилие не то или не туда. Сила может быть тупой и злой. Сила также может быть мудрой, доброй и веселой. Насилие — это просто столкновение сил, и если в этом столкновении победит ваша добрая сила, то выиграет добро. Спешите делать добро!

Спешите делать добро, и да здравствует - насилие!

...Если самые правильные размышления изредка не перемежать разрядкой, может произойти интеллектуальное изнасилование. Поэтому давайте я расскажу вам анекдот, тем более что он как никогда кстати?

Мой любимый анекдот про психолога из "Детского мира"

Пришла как-то в "Детский мир" мама с ребенком. У ребенка характер тот еще, а тут игрушек красивых с каждой стены на него десяток смотрит, он и начинает нудеть: "Мама, купи мне самую большую игрушку!" И еще требовательнее и громче: "Мама, купи мне самую большую игрушку!!" Мама и так, и эдак, просит его: "Ну сыночек, ну не шуми, перед людьми стыдно!" — а сыночек только расходится: буянит, ножками стучит, орет на весь магазин: "Мама, хочу самую большую игрушку! Мама, купи мне самую большую игрушку!"

Бедная мама! Что делать, не знает, готова сквозь землю провалиться, но тут подходит к ней аккуратный молодой человек, здоровается, участливо на все смотрит и говорит: "Вы знаете, я работаю здесь психологом, помогаю детям и взрослым решать их личные проблемы. Если вы хотите, я могу попробовать поговорить с вашим мальчиком, может быть, нам удастся его успокоить и настроить его на лучшее взаимопонимание с вами... Мой кабинет вот здесь, рядом!" Мама смотрит, человек вроде правда приличный, да и делать нечего, говорит: "Да, пожалуйста!" Психолог берет мальчика, заходит с ним в кабинет, через минуту оба возвращаются. Мальчик подходит к маме, прижимается к ней и тихо говорит: "Мама, купи мне, пожалуйста, если можно, самую маленькую игрушку!.." Мама в восторге, психолога благодарит, сыну что-то там купила, потом идут они уже домой, и она у сыночка спрашивает:

– О чем же вы разговаривали с тем хорошим дядей?

– Да... Только мы зашли в его кабинет, он показал мне вот такой кулак и говорит: "Если будешь еще орать, в лоб получишь. Понял?"

· Вот так работают настоящие профессионалы, широк диапазон их приемов психологического воздействия...

Реальность воспитания

Вы кончили воспитывать, верно. Но этим же самым вы на нас возложили работу перевоспитывать!

Очень неглупая дама из МВД на конференции в Российской академии образования

Вспомните: когда детишки были маленькими, мамы жизни их учили. Учили что хорошо, что плохо, а за что — по заднице. Даже язык не поворачивается сказать: "навя­зы­ва­ли свои ценности". Какое навязывали, просто вставляли в душу все, что вставляется.

· И никто тут не возмущается некоторой недемократичностью процесса.

Точнее, повозмущаются, если результаты воспитания плачевные. "Мамаша, ну что же вы делаете?! На вашу жесткость ребенок отвечает протестом!" Заметьте, говорят о взаимоотношениях, но на самом деле всех волнует только — результат: то, что у них получилось.

На самом деле всех волнует только результат, потому что, если мама воспитает ребенка добрым и порядочным человеком, никто не поинтересуется, как она это сделала. Скажут просто: "Спасибо за сына!" Хотя абсолютно неочевидно, что мама никогда не говорила с сыном жестким голосом и не применяла к нему силу.

· Хотя бы просто взять его за ручку и увести. Хоть бы он и топал ножками.

Каждые родители своих детей воспитывают — то есть по возможности вставляют то, что им хотелось бы в них видеть.

· Например, Самостоятельность и Уважение к людям. Или, в другой семье, Послушание и Страх Чужих — всё это воспитывают, вставляют.

Теперь же, когда "Синтон" делает то же самое, только с детьми повзрослевшими — детей этих переучивает, освобождая от маминых глупостей и укрепляя в умном и добром, психологи беспокойно напоминают: "Ах, человек должен всегда сам делать свой выбор!"

· Если бы они только понимали, какую страшную вещь они говорят...

* * *

Историю хочу вам рассказать. Историю про человека очень душевно гармоничного: человека, полюбившего себя дальше некуда, освободившегося от всех стеснявших его ранее комплексов и научившегося совершенно свободно, свободно от чьих бы то ни было трудностей, делать свой выбор. И называется эта История —

Паразит Великолепный

Этого моего знакомого зовут Андрей. Он прекрасен. Он, не имея квартиры, друзей и денег, довольно жил в Москве три года. Как? Имея продвинутые интересы, он приходил на разные психологические и духовные тренинги, где люди душевные и добрые. Ближе к ночи он говорил: "Братья! Мне негде ночевать!" — и его кто-то на несколько дней брал к себе.

· Ну и хорошо, вот он уже и живет. И при случае кормится.

При этом он ничего не делает для того, чтобы найти себе другое жилье, он живет там до тех пор, пока хозяева, переступая через себя (ведь неудобно!), не скажут ему: "Имей же совесть!" Нет проблем, тогда он снова объявлял себя бездомным в какой-то другой доброй компании и садился на шею новым людям. С деньгами было все также несложно: работать он не любил, но спекулировать книгами, напрямую обманывая людей, было ему ближе. А чаще всего деньги он просто занимал у добрых людей — и не отдавал. Спокойно и сознательно. Вот так элегантно он решал свои проблемы — за счет других.

· Мучений совести у него не было: потому что он прочитал книгу Козлова и совесть себе отменил. А еще он принял философию дзен, потому что там добро и зло — вещи весьма относительные.

Это я все узнал от него, когда он пару дней жил у меня и работал (работать — это условие поставил я). Договорились о деньгах и что я его кормлю. Так вот, незабываемое зрелище: обед, у него приличная порция, он ее съедает, поднимает ясные глаза и спокойно объявляет: "Мало. Мне мало!"

· Он требовал себе еды больше. Не просил. Требовал. Чтобы наесться сейчас и вечером на ужин не тратиться.

Я смотрел, как широко и кругло открывается его рот, выговаривая это “Мало!”, — и пропитывался богатым составом чувств. Не буду скрывать, я не только ахнул от восторга перед таким великолепным экземпляром Паразита. Я понял, что его наглость меня возмущает. Каюсь, душа всколыхнулась. Компоту я ему налил, но расстались мы без дружеских чувств.

Почему я это рассказал? Повторю еще раз: свои личностные особенности наш славный Андрей оттачивал на разнообразных психологических тренингах. Душа его светла и свободна, но восхищения от этого — у меня нет.

О собственном выборе

Самая серьезная претензия к синтоновцам в том и состоит, что они свободны. Слишком свободны. Свободой своей они пользуются без головы, без ограничений.

· Жизнь их чисто поле, где вешек — нет. Путь им — не обозначен.

Верно: свободные в своей свободе, по-настоящему свободные люди — опасны. И это то, что меня в синтоновцах беспокоит вместе с вами.

Разговоры о достоинствах "собственного выбора" ведутся только до тех пор, пока кто-то по собственному выбору не наступил вам на ногу. А если кто-то по собственному выбору начнет делать это регулярно и с применением средств механизации, я посмотрю, какой танец вы станцуете.

Не каждый путь "свой" — добрый путь.

Конечно, нам всем не нравится человек зашоренный, имеющий только один взгляд и одну программу.

· Стоит и долдонит: "Это — правильно, это — дурно. Это — должно, а это — возмутительно". — "А почему?" — "Потому".

С другой стороны, между очень свободно мыслящим бандитом и совершенно зашоренным сектантом я всегда выберу зашоренного.

· И вы выберете, если вам не просто побеседовать интересно, а жить рядом.

Свободный и самоактуализирующийся человек всегда имеет выбор — славно! — но никто не знает, что выберет он.

· Славно?

Конкретно: он может действовать Добро — а может только Красиво. Он может делать то, что Интересно. Или Любопытно.

· Помните, как это: "Любопытно!"? Поймал козявочку — и отрываешь ей лапки, наблюдая шевеление ее усиков. Любопытно...

Он может разрешить себе быть слабым. И трусливым. И злым.

· Это тоже его, его сущностное и кровное. Это человеческое, а ничто человеческое мне не чуждо...

Этим свободные люди, в частности синтоновцы, — и опасны.

Разрешите — документ?

Чрезвычайно любопытно, как сами синтоновцы оценивают итоги своей учебы в Клубе. Клуб можно критиковать за многое, но одно его достоинство несомненно — синтоновцы врать не приучены и говорят обо всем смело. Итог: отзывы их о себе и Клубе откровенны и непосредственны.

· Конкретно это письмо отредактировано, потому что писано сильно безграмотно. Но написано сильно, поэтому я его и привожу.

Итак,

...При помощи "Синтона" я изменила отношение ко мне других людей. Те, кто меня ненавидели, любить меня не стали, но я заставила их уважать меня. Вообще после полутора лет в "Синтоне" для меня не проблема заставить кого-то любить меня или уважать: я умею чувствовать отношение людей ко мне, и, если этот человек мне нужен, я всегда смогу измениться и под него подстроиться.

Здесь, в Клубе, я научилась разбираться в людях, я теперь точно знаю, какой человек нужен мне. Теперь я не бросаюсь на всех подряд, как это было раньше, а точно знаю, что я хочу, и смело иду к своей цели.

"Синтон" научил меня отказывать людям, обламывать их, когда им нужно от меня то, что не нужно мне. Раньше я не умела обманывать и говорить "нет", а теперь мной практически невозможно манипулировать.

"Синтон" и синтоновцы научили меня играть. Сейчас я практически в совершенстве владею различными играми с мужчинами, хотя именно поэтому они стали мне не интересны. Какой смысл в игре, если результат каждого твоего или его действия известен? Но если игра мне нужна, я сыграю ее хорошо и добьюсь от мужчины всего, что мне надо.

Надя.

...М-да... Ваши чувства? Свои — скажу: чем больше Надя перечисляет, что ей дал "Синтон", тем больше мне за "Синтон" неловко. Надя стала вооруженной, Надя стала защищенной, но доброй и человечной — нет.

· По письму, по крайней мере. В жизни, в Клубе, она кажется мягче и теплее. Или только кажется?

Я могу оправдываться, что "Синтон" давал ей не это, по крайней мере — не только это, но есть факт — Надя взяла все это из "Синтона". Надя в Клубе была свободным человеком и развивала то, что она хотела. Щенок был свободным и учился давить других щенков.

· А я был — его учителем.

Надя довольна мной, как психологом, но я недоволен собой, как человеком. Это я не дал Наде того, что свободного человека превращает в человека нравственного. Я не дал ей (достаточно) культуры, я не разбудил в ней сердечности и заботы о людях, я не изменил ее жизненные ориентиры: добро не стало ее ценностью.

...В Клубе много людей, живущих ценностями Приятно, Выгодно, Удобно (или Красиво, Изящно, Увлекательно). Хорошие ценности, но, если над ними не возвышается ценность "жить по-доброму", они сбивают человека с пути — с пути Добра.

Как мне кажется, у действительно нравственного человека никакого выбора нет. У него есть, могут и должны быть только размышления, только прикидки — каким путем точнее реализовать тот выбор, который он сделал уже давно. Он отодвинет от себя не только Злое, он отодвинет и Трусливое. И не разрешит себе Слабое. И запретит себе просто Любопытное. Вздохнув, попрощается с самым-самым Интересно. И даже чудесно Красивое останется вне его пути, если вдруг это Красивое не совпадет с путем его — с путем Добра.

Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться

И это то, что я, как Учитель, хотел бы видеть в "Синтоне". Конечно, я страшный человек — я действительно хочу, чтобы у моих синтоновцев в жизни выбора не было. Чтобы выбор и путь у них был только один — путь Добра.

· А психологи пусть живут по-другому, свободно. И развлекаются.

Признание психолога

– Я психолог, и поэтому я никогда никого не воспитываю.
– А дома? Борис, дома ты своих детей — воспитываешь? Свои ценности, свой взгляд на мир им несешь? Хочешь передать?
– Психолог я — на работе. А дома я — отец!

Как сказал мне — так отрезал, завершая наш трудный разговор на эту тему, один известный психолог. Он пишет толковые книги, он замечательно работает как практик, но он делит: "моя работа с людьми" и "моя жизнь с близкими".

Работая с клиентами, он свои взгляды на жизнь прячет в карман. Он заключает с клиентом контракт и работает строго в рамках того, что клиент от него ожидает. Он помогает клиенту разобраться в его ценностях, обстоятельствах и сделать свой собственный выбор — и только. Их жизнь — их выбор. Он — на работе.

Дома он — другой. Живя со своими детьми, воспитывая своих детей, он хочет, чтобы его дети росли в соответствии с его ожиданиями. Конечно, он двумя руками за, чтобы его дети сделали свой свободный выбор — но только в тех рамках, которые он поставил выбором своим. Потому что — своих детей он любит. И поэтому, если необходимо, он берет груз ответственности и за их жизнь тоже.

· А когда он говорит: "Я, как психолог, не имею права нести людям свои ценности", простите, я перевожу: "Эти люди мне — душевно чужие".

Борис, ты не прав.

Если это, то есть отказ от воспитательной и проповеднической работы, — кодекс чести психолога, значит, я не хочу быть психологом. Естественно, я не буду навязывать свои взгляды и ценности людям, которые будут их и меня отталкивать. Но если люди ко мне пришли, тем более если они знают, что я свои взгляды не скрываю и, более того, активно проповедую, людям активно несу — то я буду с этими людьми беседовать, буду им свое рассказывать, буду проповедовать, буду спорить, буду драться и ссориться, если надо!

· Потому что они — близкие мне люди. Потому что этого хочу я и этого хотят они. Потому что это наши свободные выборы.

Если психология исключает воспитание, то я исключаю психологию


chto-iz-etogo-poluchilos-smotrite-nizhe.html
chto-iz-nizhe-perechislennogo-ne-otnositsya-k-osobennostyam-ocenki-stoimosti-kreditnih-organizacij.html
    PR.RU™