Что ищет в искусстве «человек массы»?

Что называет большинство людей эстетическим наслаж­дением? Что происходит в душе человека, когда произведе­ние искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих су­деб. Их сердца волнует любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они бы­ли реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лири­ке он будет искать любовь и печаль, которыми как бы ды­шат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым» как место для прогулки.

Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни... Такие зри­тели смогут допустить чистые художественные формы, фан­тазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают преобладать и публика не узнает привычной для нее исто­рии Хуана и Марии, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И понятно: им неведомо иное отношение к предметам, нежели практичес­кое, то есть такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов.

Скажем сразу, что радоваться или сострадать человечес­ким судьбам, о которых повествует произведение искусства, есть нечто отличное от подлинно художественного наслаж­дения...

Тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии... не увидит художественного произ­ведения как такового... Художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально. Толь­ко при одном условии мы можем насладиться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность — вместо этого мы должны видеть только


портрет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изображен­ный на портрете, и сам портрет — вещи совершенно разные: или мы интересуемся одним, или другим. В первом случае мы «живем» вместе с Карлом V; во втором «созерцаем» ху­дожественное произведение как таковое.

Эстетика: философия культуры. — М., 1991.



fllll Вопросы и задания к источнику. 1) Что, по мысли автора, свой­ственно эстетическому восприятию произведения искусства широ­кой публикой? 2) Чем характеризуется подлинное художественное наслаждение? 3) Разделяете ли вы утверждение философа о том, что художественное творение является таковым лишь в той степе­ни, в какой оно нереально? Поясните свою позицию.

Выводы к главе III

1. Культура — социальный по своему происхождению и
характеру механизм регулирования общественной жизни.
В современном мире сохраняется культурное многообразие.
В сближении, взаимодействии, взаимообогащении проявля­
ется диалог культур. Духовный мир каждой личности уни­
кален, вместе с тем он может быть понят лишь в связи с
духовной жизнью общества.

2. Влиятельным институтом общества является наука.
Она превратилась сегодня в непосредственную производи­
тельную силу, выполняет познавательную, культурно-миро­
воззренческую, социальную функции. Возрастающее воздей­
ствие науки на различные сферы жизни общества ведет к
усилению социальной ответственности ученых за результа­
ты научной деятельности.

3. Усиливается роль образования в обществе. Без него не­
возможно формирование качественного человеческого интел­
лектуального капитала — основного фактора прогресса в
современном обществе. В условиях постиндустриального об­
щества особое значение наряду с усвоением готовых знаний
приобретает овладение умениями искать необходимую ин­
формацию в различных источниках, осмысливать ее, опира­
ясь на имеющиеся знания, собственный социальный опыт.

4. Одним из наиболее долговременных, устойчивых, мас­
совых институтов общества является религия. Место и роль
религии в нынешних условиях общественного развития оп­
ределяются ее важными функциями: регулятивной, воспи­
тательно-мировоззренческой, компенсаторной, культурной,
интеграционной. Большинство верующих в современном ми­
ре являются приверженцами одной из трех мировых рели­
гий: христианства, ислама, буддизма.



5. С переходом от традиционного к индустриальному об­
ществу появились предпосылки зарождения массовой куль-


туры. Сегодня продукты массовой культуры, начиная серий­но изготовленными вещами и заканчивая музыкальными, литературными произведениями, модой и рекламой, вошли в повседневную жизнь людей. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают сред­ства массовой информации, роль которых в обществе суще­ственно возросла в последние десятилетия. Отношение ко все более широкому распространению в обществе массовой культуры неоднозначно.

Вопросы и задания к главе III

1. Составьте развернутый план ответа на вопрос «Роль
духовной культуры в жизни общества».

2. Сопоставьте общественные функции науки и образова­
ния, выявите общее, укажите различия.

3. Ниже приведены статистические данные, отражающие
изменение числа приверженцев мировых религий, а также
изменение численности нерелигиозного населения за 70-лет­
ний период.

1928 Г'
Население Земли 1550 млн чел. 4700 млн чел.
Христиане 550 млн чел. 1300 млн чел.
Мусульмане 210 млн чел. 800 млн чел.
Буддисты 120 млн чел. 230 млн чел.
Сторонники нерелигиозных взглядов 214 млн чел. 1555 млн чел.

Какие выводы об эволюции числа адептов мировых рели­гий и сторонников нерелигиозных взглядов можно сделать на основании этих данных? Какие социальные факторы ока­зали наибольшее влияние на эти процессы? Сохранились ли тенденции указанного периода в последующее десятилетие? Отвечая на этот вопрос, используйте свои обществоведческие знания, другую социальную информацию.

4. Составьте два небольших сообщения на одну и ту же тему для: а) солидного еженедельника «Культурное насле­дие»; б) бульварного издания «Богема». В основу положите следующий факт: известная актриса М. серьезно заболела и не сможет принять участие в премьерном спектакле.


5. Изучите приведенную ниже таблицу.

Структура капитала в странах Запада (в %)


Физический (маши­ны, оборудование)


70—80


77—79


67—69


52—53


31—33



L


Человеческий (обра­зование, квалифика­ция)


20—22


21—23


31—33


47—48


67—69


Какую общественную тенденцию отражают эти данные? Покажите ее конкретные проявления в современном обще­стве.

Готовимся к экзамену

1. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к:

а) элитарной культуре;

б) экранной культуре;

в) массовой культуре;

г) народной культуре.

2. Форма культуры, в которой выражается способность че­
ловека к эстетическому освоению мира, называется:

а) наукой;

б) искусством;

в) моралью;

г) образованием.

3. В ряде стран приняты законы, облегчающие получение
инвалидами среднего и высшего образования. Какую тенден­
цию характеризует этот факт?

а) Гуманизацию образования;

б) интернационализацию образования;

в) гуманитаризацию образования;

г) информатизацию образования.

4. Найдите в приведенном ниже списке средства массовой
коммуникации, возникшие в XX в.

а) Кинематограф;

б) Интернет;

в) телевидение;

г) газеты;

д) радио.


Глава IV СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО РАЗВИТИЯ


chto-mozhet-spasti-chelovechestvo-ot-koshmara-novogo-glo-balnogo-peredela-mira-k-tomu-zhe-ne-imeyushego-dazhe-vidi-mosti-gumanistichesko-prosveshencheskih-opravdanij.html
chto-mozhet-yavlyatsya-prichinoj-zaderzhki-nervno-psihicheskogo-razvitiya-rebyonka.html
    PR.RU™